ЦИКЛ ПОЛЕЗНЫХ СТАТЕЙ: Человек за бортом (MOB)
Друзья по парусу, с каждым новым сезоном нас становится все больше, что не может не радовать. Многие капитаны недавно получили права, купили яхту или планируют брать яхту в чартер на тёплом курорте или хотят просто походить на маленьком катамаране или швертботе с друзьями в свои выходные.
Конечно, основная наша акватория – тепличные условия лагуны (Калининградского залива), но выходы яхт в море происходят регулярно, да и акватория Калининградского залива в районе Приморской бухты весьма коварна.
Конечно, в дальних походах мы все заводим штормовые леера, используем обвязки, но домашняя акватория часто расслабляет внимание капитанов и членов экипажа.
А ведь оказаться за бортом яхты очень даже легко. Конечно, если у вас есть швертботный опыт – шоком это не станет, а если нет? Скажу честно, для автора этих строк было довольно познавательно пережить такой опыт на швертботе. В данной статье мы опустим риск переохлаждения человека в воде и рассмотрим только аспект подбора выпавшего члена экипажа как можно скорее.
В своём экипаже мы регулярно проводим тренировки «MOB» (Men over board) – спасаем свою «подкову» или кранец. Многим, считаю, будет полезным также устраивать такие учения, если они этого ещё не делают. Только пожалуйста, не проводите такие опыты на человеке, даже если он и сам об этом просит. Запаниковать может даже опытный пловец, и тогда учение может превратиться в бой «не на жизнь, а на смерть».
Можно всегда присоединиться к тренировкам на яхте «Suerte», научиться ходить под парусом и узнать много нового и интересного.
Давайте освежим в памяти, что делать, если человек упал в воду.
- Кричать благим матом «Человек за бортом»! и показывать на него рукой. Бросить ему спасательный круг. Если ушли уже далеко, или если на лодке спасательный круг один, то его пока (круг) не бросаем. Я надеюсь, нормы снабжения у вас соответствуют регламенту ТР ТС 026 / 2012?
- После того, как ситуация будет зафиксирована командой, можно назначить отдельного человека для безотрывного слежения за объектом.
- Если у вас есть картплоттер или другой девайс оснащенной кнопкой «MOB» - срочно жмакайте её или кнопку «GO TO». Это действие автоматически запишет текущие координаты и проложит обратный курс к этой точке. Если нет – обеспечьте запись координат с навигатора, планшета или с телефона, поставьте маркер в своем «Навиониксе» или другой навигационной программе, если она, конечно, у вас есть. Есть же? Неплохо бы запомнить и свой компасный курс на данный момент.
- Избитый совет, но он работает. Сохраняйте спокойствие, не совершайте необдуманных поворотов или изменений курса. Выдохните. Пусть даже внутри сердце выскакивает из груди – не выказывайте признаки паники и готовьтесь к подходу к «MOBу».
- Убирайте дополнительные паруса, если шли под ними (спинакер, генакер, код зеро и т.п.). Если много ветра или не выгодный курс для уборки – измените его, чтобы закрыть их гротом.
- Приводитесь и ложитесь в дрейф, скорее останавливайте яхту. Помните, как это делать? Отлично! Дайте команду ответственному матросу выйти в эфир на 16м канале с префиксом «Mayday» используя текущие координаты, которые вы уже должны знать. Орать в рацию: «- Памагите! Человек тонет! - Где? - Не знаю! Где-то в море!» нет большого смысла. Если на рации есть цифровой вызов – используйте его. В эфир понесется сигнал с текущими координатами GPS. Освежите в памяти инструкцию к радиостанции и ознакомьте с ней свою команду.
- Быстро осмотрите лодку на предмет концов в воде и заводите мотор. Да, не выпендривайтесь и заводитесь. Есть ход? Отлично! Скручивайте паруса и вперед, точнее, назад, к человеку на моторе. Если не можете убрать грот, а скорее всего, так и будет, потому что он будет наполнен ветром –не страшно. Добейте гика шкот и идите с гротом. На большинстве яхт мощности двигателя вполне хватит для таких маневров, если ветер позволяет, конечно. Если ветер предполагает серьёзную борьбу, помните: стаксель гораздо легче скрутить увалившись, а грот – наоборот, в левентике. Готовьте спасательный круг или подкову, спускайте трап с кормы, если он есть. А на веревочке, которую будете кидать, вполне можно успеть сделать колечко с беседочным узлом, но не с удавкой, конечно.
- Подходите к человеку так, чтобы остановить яхту с наветренной стороны от него и закрыть его корпусом от волны. Обязательно за несколько метров переведите двигатель в нейтраль, чтобы не зарубить человека винтом.
- Подошли к пострадавшему - кидайте спасательное средство человеку. Если подошли по ветру, ходов много и яхту не остановить в нужной позиции и ее сносит ветром – тогда человека подбирать не спешите. Сейчас ваша главная задача – передать ему спасательное средство для того чтобы он смог держаться на воде стабильно. Успокойте его и скажите, что сейчас отойдете и будете к нему подходить против ветра и бросать веревку.
- Отойдите вниз по ветру на 3-5 длин корпуса для обеспечения места для манёвра и для того чтобы в голове продумать действия экипажа и раздать указания.
- Подошли? Кидайте верёвочку, цепляйте человека и тащите его к трапу. Готовьтесь оказать ему помощь при выходе из воды – сил у него может не остаться даже на то чтобы отпустить веревку и взяться за трап. Отпорный крюк также может вам помочь. Ни в коем случае не пытайтесь зацепить человека, если яхта еще не становилась – сопротивление воды настолько велико, что скорее всего веревку вырвет у него из рук, если он ей не обвязался, да и сил вытащить его у вас просто не хватит. Ради интереса проделайте опыт – попробуйте на среднем ходу подхватить спасательный круг отпорником. Конечно, если у вас есть запасной)) Рывок может быть такой, что отпорник достанется Нептуну).
- Подход под парусами.
Если экипаж опытный и уверен в своих силах, если мотор не завелся, если на винт намотали брас или еще какую-нибудь веревку или если есть иные причины. Это будет даже быстрее, если маневр отработан и команда подготовлена. Такой манёвр может занять время до 3-5 минут.
- При крике «Человек за бортом!» сразу же уваливаемся до галфинда или бакштага. Слишком сильно не уваливаемся, помним про возможность непроизвольного фордака, раненые в голову нам не нужны. Отойдите на 5-7 длин корпусов для обеспечения места для маневра и для того чтобы в голове продумать свои действия заранее. Знайте вашу яхту и ее циркуляцию. Не уверены - отойдите чуть больше, но не теряйте пострадавшего из вида.
- Выполните пункты 2-5 рассмотренного выше случая. Готовьте спасательный круг или подкову, бросательный конец.
- Приводитесь и сделайте оверштаг, а потом снова увалитесь на другом галсе до галфинда или бакштага. Если ходов много – скручивайте стаксель, на этом курсе это сделать несложно и быстро. Для разворота не применяйте фордевинд – в стрессовой ситуации и при сильном ветре это может быть опасно. Спускайтесь к человеку вниз по ветру так, чтобы оказаться ниже него примерно на курсе галфинд на расстоянии 3-4 длины корпуса яхты. Должен быть запас на то чтобы как приводиться, так и уваливаться на одном галсе.
- Когда до человек будет на траверзе - приведитесь и полностью растравите шкоты, паруса перестанут работать, скорость упадет и яхта начнет останавливаться. Держите в голове инертность свой яхты, понимая, сколько она еще пройдет по воде без движителя (это парус или винт). Подходите к человеку по инерции. Старайтесь подойти к человеку поближе, но и не ударить его корпусом, кидайте веревку, цепляйте человека тащите его к трапу и поднимайте.
- Если не удалось подойти с наветра или вовремя остановить яхту - человека не подбирайте, сейчас ваша главная задача – передать ему спасательное средство для того чтобы он смог держаться на воде стабильно. Успокойте его и сообщите что сейчас отойдете, снова будете к нему подходить против ветра и бросать веревку. Повторите маневр с п.1
При обнаружении ситуации «Человек за бортом» на других курсах необходимо понимание, как скорректировать приведенные выше инструкции и как подойти к человеку. В большинстве случаев, при минимальном опыте это не составляет труда.
Помните, в большинстве случаев, оказаться за бортом в открытом море – это смерть. Вероятность безвозвратно потерять человека ночью без спасательного жилета практически равна единице, вне зависимости от погоды. Даже днем потерять человека из виду среди волн и бликов очень легко, а ещё на волнах могут качаться чайки, нырять бакланы или даже тюлени. Всё это может привести к смертельной ошибке, с каким бы юмором не воспринимались эти строки.
Также, надо помнить, что мы не в Хорватии и не в Турции. Смерть от переохлаждения в межсезонье на Балтике может наступить уже через час при температуре + 10 ℃, и даже если человек уже поднят на борт. Поэтому, нельзя пренебрегать сообщением на канале экстренной связи о случившемся. Более того, даже поднимая человека на борт в таких условиях вертикально, а не горизонтально, можно создать ситуацию, когда кровь будет отливать от мозга к ногам, но это уже вопрос отдельной статьи по реанимационным мероприятиям.
И конечно, в свежую погоду, человек в спасательном жилете может захлестнуться волной и утонуть, хотя при этом и будет аккуратненько, как поплавок раскачиваться на волнах. Мертвый поплавок…
Поэтому, всегда:
— организуйте подвахту;
— не оставляйте человека одного в кокпите;
— используйте спасательные жилеты;
— используйте спасательные жилеты правильно, применяя все застежки и паховые петли;
— используйте обвязку и штормовые леера;
— при возникновении ситуации «MOB» вызывайте спасателей, даже если уверены в своих силах.
Автор текста и иллюстраций — Роман Козлович.